Краткая информация о Движении

   Весной 2007 года в Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицее № 1553 «Лицей на Донской» состоялась Учредительная конференция Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь». Были избраны Центральный Совет Движения и его президиум. Председателем стал Леонтович Александр Владимирович — к.психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.

  

   Для чего же понадобилось создание Движения?

  ФГОС общего образования предусматривает достижение учащимися метапредметных и личностных результатов образования и развитие у них универсальных учебных действий.  Одним из главных средств достижения высоких метапредметных и личностных результатов является включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность. Сейчас уже всем ясно, что без таких индивидуальных творческих работ школьное образование будет «неполным», — поскольку именно здесь ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей. Именно при выполнении проектно-исследовательских работ одаренные в этой сфере учащиеся встречаются со своим первым научным руководителем, определяются со своей будущей профессией.

  

   Выполнение исследовательских работ и проектов и  прочно вошло в практику работы общеобразовательных школ и центров детского творчества. Для этого большинство образовательных учреждений сотрудничает с вузами и научными учреждениями, заповедниками и национальными парками. Проводятся конференции и конкурсы проектно-исследовательских работ самого разного уровня — от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций молодежи (таких, как Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского, конференции: «Юность. Наука. Культура», «Юниор» INTEL ISEF, «Человек на Земле», «Авангард», «Вышгород», «Я-Исследователь», «Шаг в будущее», «Эксперимент в Космосе», «Мы и Биосфера» и других). В рамках проводимых мероприятий сложились многолетние уникальные традиции, многие из призеров конкурсов и конференций прошлых лет достигли выдающихся профессиональных успехов в разных областях науки.

Вместе с тем, существует ряд проблем. В массовой практике недостаточно технологичных способов включения элементов исследовательской и проектной деятельности в уроки, внеурочную деятельность, дополнительные общеобразовательные программы. Даже сами педагоги зачастую путают исследовательские работы, рефераты, социальные и инженерные проекты, аннотации и другие виды творческих работ школьников. На данный момент нет общепринятых методик развития и диагностики этих результатов, процедур аттестации учащихся. Поэтому в школьной практике, несмотря на требования ФГОС, эти результаты учитываются недостаточно. В результате заявленное во ФГОС развитие у обучающихся культуры исследовательской и проектной деятельности на практике часто оказывается формальным. Отсутствует система подготовки руководителей исследовательских работ учащихся, что нередко ведет к выполнению работ, не соответствующих критериям проекта или исследования.      Слабо развиты творческие контакты и координация между признанными региональными центрами проектно-исследовательской деятельности. ​

  

   Это вызвало необходимость формирования межрегионального сообщества (педагогов, ученых, организаторов), ориентированного на развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся, как эффективной образовательной технологии, отвечающей нынешней социокультурной ситуации и соответствующей требованиям ФГОС нового поколения.

  

    Именно для этого и создано Общероссийское движение творческих педагогов «Исследователь». В его уставе записано: «Целью Движения является повышение интеллектуально-творческого и инновационного потенциала нации; повышение доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся на основе становления межрегиональной системы образовательной работы с детьми средствами проектно-исследовательской деятельности; создание условий для развития личности и самореализации школьников».

  

   В числе ближайших задач — развитие сети региональных отделений Движения, в состав которых войдут инициативные педагоги и управленцы, проводящие на местах конференции, экспедиции, профильные лагеря и школы, научно-методические семинары; разработка Программы работы движения.

  

    Главными направлениями программы должны стать: дальнейшее развитие сети заочных олимпиад и конкурсов, координация региональных и Общероссийских проектно-исследовательских конференций и конкурсов, проведение тематических научных школ для талантливой молодежи, научное и информационное обеспечения развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, развитие системы подготовки руководителей исследовательских работ школьников.

  

   Учредителями Движения выступили специалисты, известные всем, кто занимается проектно-исследовательской деятельностью. Среди них: Слободчиков Виктор Иванович — член-корр. РАО, д. психол. н., директор Института развития дошкольного образования РАО;  Савенков Александр Ильич — д.п.н., д. психол. н., профессор МПГУ, председатель жюри Российского конкурса творческих проектов и исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»; Обухов Алексей Сергеевич — к. психол. н., зам. декана ф-та педагогики и психологии МПГУ, гл. редактор журнала «Исследовательская работа школьников»; Алексеева Лада Никитична — к. психол. н., зам. директора Института инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования города Москвы; Ляшко Лев Юрьевич — к.п.н., председатель Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск); Данилина Наталья Романовна — директор Эколого-просветительского Центра «Заповедники», руководитель Движения «Друзья заповедных островов»; Калачихина Ольга Данииловна — к.б.н., директор Лицея № 1553 «Лицей на Донской»; Маркелов Евгений Владимирович — директор школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал»; Монахов Дмитрий Львович — директор Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества; Ротина Елена Сергеевна — председатель Ассоциации химического образования, руководитель Конкурса «Человек на Земле»; Семенов Сергей Евгеньевич — директор Лицей № 1303 «Химический лицей»; Саввичев Александр Сергеевич — к.б.н., с.н.с. Института Микробиологии РАН и другие.

 

  Движение должно стать совместным организационно-координационным ресурсом сообщества творческих педагогов, реализующих проектно-исследовательскую деятельность. Мы уверены, что Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» станет значимым фактором в развитии образования